музей наследие тольятти о музее экомузей
 КРАЕВЕДЧЕСКАЯ ПРИВИВКА
'КРАЕВЕДЧЕСКАЯ ПРИВИВКА. Дом буянихи'

КРАЕВЕДЧЕСКАЯ ПРИВИВКА. Дом буянихи   

View HTML


Дом №117, в котором летом 1870 года останавливался известный русский художник И.Е. Репин (1844-1930), располагался с южной стороны улицы Кооперативной (до революции Посадской) у пересечения с улицей Комсомольской (Апаковской).

Одноэтажное, деревянное, обшитое тесом здание. Главный фасад имеет симметричную, 3-частную, 7-осевую композицию. Углы и центральная часть фасада акцентрированы деревянными лопатками. Прямоугольные оконные проемы оформлены наличниками с прямыми сандриками с треугольной бровкой и накладными декоративными элементами. Вход в дом был со двора, со стороны двора выполнены пристрой, крыльцо и крытая веранда.

Бывшая въезжая шестистенная изба мещанки А.Буяновой после революции находилась в государственной собственности, в ней планировалось открыть музей художника.

Весной 1870 года Илья Ефимович Репин, его брат Василий, студент консерватории, и художники Федор Васильев и Евгений Макаров отправились на пароходе в путешествие по Волге. В своих воспоминаниях Илья Ефимович писал: «На всех берегах Волги, то есть особенно на пристанях, мы выбирали лучшие места, чтобы остановиться и поработать все лето. Расспрашивали бывалых...

«Лучше всего Жигули», — говорили все в один голос. Против самой лучшей точки Жигулей, по нашим вкусам, стоит на плоском берегу Ставрополь Самарский. На обратном пути из Саратова мы решили остановиться там и пожить...

Визуализация дома Буянихи. Компьютерная графика


Вот он, двор разгороженный, крыльцо с проломами, воротишки настежь... ворота дома Буянихи, то есть Буяновой, были широко раскрыты, так как она держала постоялый двор...

Ставрополь стоит очень красиво на луговой стороне, против Жигулей. Мы сторговали лодку на неделю и каждый день с утра переезжали на ту сторону к Жигулевским высотам и исчезали там в непроходимом, вековечном лесу.

В Ставрополе мы прожили 10 дней, то переезжали в Жигули и взбирались до верхних скал, то рисовали на берегу, в затоне, всегда полном барками, завознями со всякой всячиной. То на брошенном Волгой старом русле, представлявшем вид старой пустыни. В Ставрополе мы уже освоились несколько с Волгой. Убедились, что здесь живут тихие, добрые русские люди: разбойники вывелись давно, и мы спрятали наши револьверы, как ненужные вещи, и перестали делать баррикады из стульев у дверей, ибо ни двери, ни окна нашей квартиры не имели запоров. Квартирная хозяйка Буяниха, несмотря на свою страшную фамилию, была добрая, толстая, приземистая и хлопотливая старушка…».

Живя у Буянихи, Репин собирал материал для картины «Бурлаки на Волге». Его захватили волжские просторы, мощная, величавая русская река, красота ее берегов у Жигулей, чудесные окрестности Ставрополя. Особенно поразила Репина сила, красота и выразительность народных типов «Какой красивый,

дородный народ, — вспоминал он. — И откуда у них такая независимость, мажорность в разговоре и эта осанка, полная достоинства?». Более 70 этюдов сделал Илья Ефимович за время, проведенное в Ставрополе. Богатый подготовительный материал к картине «Бурлаки на Волге» помог выстроить композицию картины. Запечатлены были в этюдах и зарисовках двор Буянихи, пристань, сам город и его живописные окрестности.

Прошло немало лет после работы И.Е. Репина в Ставрополе, но он хорошо помнил об этом и вспоминал: «Хотя идет 25-й год с тех пор, как я работал для своей картины в окрестностях Самары, но это время горячей юности живо стоит передо мной со всеми мелкими эпизодами столкновений с местным населением и со всеми разнообразными местами живой природы, среди которой неизгладимо прошло мое лето 1870 года».

Жители Ставрополя в советское время решили увековечить пребывание великого художника в нашем городе. В 1947 году в доме устроили уголок памяти И. Е. Репина: повесили портрет художника и цветные иллюстрации его известных картин. Горисполком депутатов трудящихся решил просить Куйбышевский художественный музей передать передвижную выставку на тему «Репин на Волге» в вечное пользование городу Ставрополю.

В 1953 году, когда Ставрополь переселялся на новую площадку, по «домику Репина» было принято специальное решение горисполкома «Об увековечении памяти великого русского художника И.Е.Репина в городе». Решили создать музей-квартиру Репина в этом доме, для чего просили Государственную Третьяковскую галерею, художественный институт имени И.Е.Репина и Государственный Русский музей взять шефство над этим проектом. Городскому архитектору было поручено подобрать на новой площадке лучший участок для «домика Репина», а улицу, на которую будет перенесен «репинский домик», именовать улицей Репина.

Но в суматохе переезда на улице Репина дома Буяновой не оказалось, его перевезли в маленький переулок. Пришлось улицу Репина переименовать в улицу Ушакова, а переулок недалеко от рынка Центрального района — в переулок Репина (дом №8). В 1960-х годах в комнате, где останавливался И.Е. Репин, жила семья Малыгиных.

Дом Буянихи. Фото из фондов ТМК «Наследие»


21 декабря 1970 г. решением Куйбышевского облисполкома № 735 «Домик Репина» был включен в реестр Объектов культурного наследия (памятники истории и культуры) народов РФ (архитектура).

В 1987 году часть дома передали историколитературному объединению «Слово» под руководством Валерия Николаевского, который и организовал здесь историко-литературный центр «Домик Репина». Сюда приходили на экскурсии учащиеся средних школ, ПТУ, проводились встречи с интересными людьми, рассказывали об истории нашего края. Из Советского фонда культуры «Домик Репина» получил фотокопии картин и этюдов И. Е. Репина. Посещали этот домик и приезжие гости. Вот какую, в частности, запись оставил в книге отзывов московский гость:

«Дорогие друзья! Вы делаете большое и нужное дело для вашего юного города. Вы создаете историю его духовной жизни. Успеха Вам! Писатель А.В. Цессарский. Москва».

В настоящее время эту часть дома занимают мастерские Тольяттинского отделения Союза художников России. Вторая часть «дома Буянихи» находится в частной собственности. Дом за время своей жизни изменил облик - переезд тоже внес свою лепту: иной стала планировка комнат, изначально бревенчатый дом обшили досками и покрасили.





Дата :2021-12-09   [ Назад ]      [ наверх ]
 


 




МЫ В СОЦ СЕТЯХ
В КОНТАКТЕ В ОДНОКЛАССНИКАХ 

Политика конфиденциальности

Техническая поддержка

Андроид